Мемуары, воспоминания очевидцев, история Кубани. История рода (родословная).Приехав в Гагры, я сразу пошел в школу ФЗУ. Встретил двух девушек из моего класса, Зину Джапцузли и Лену Смирнову. Зина простодушная с мягким доброжелательным характером, с которой приятно разговаривать, она обладала какой-то трудноуловимой обаятельностью, за это ее любили, и, кроме того, она хорошо училась. Лена была привлекательной наружности, стройная, красивая на личико, многим она нравилась. Они меня ошарашили сообщением о том, что наша школа ФЗУ закрылась. Почему, никто не знает, но закрыли. Рассказывали это девочки со слезами на глазах. Погоревали мы втроем. Так уж не хотелось расставаться со школой, так все сдружились. Такой большой, дружный, веселый и шумный коллектив до боли в душе не хотелось оставлять. Пошел я к Соину Николаю Ивановичу. Выразил своё разочарование и обиду по поводу случившегося. Сказал, что я так рад был, что попал в школу, мне так нравились новые предметы: физика, химия, уж очень это интересно. Нравится и слесарное дело. Хорошие учителя, очень хочу учиться, подскажите, что мне теперь делать? Потом рассказал ему со слезами и громким плачем о положении на Кубани, о смерти родных и близких. Он мне сказал: «Я вижу, что ты мальчик прилежный и думаю, что ты будешь учиться. В гагринском сельхозтехникуме, что на Фонтанке, работает директором мой друг Пачев. Я напишу ему, чтобы он допустил до экзаменов тебя (а был конкурс). Там принимают с седьмого класса. Но до экзаменов еще месяц, постарайся подготовиться, может быть, и сдашь. Техникум хороший, преподаватели хорошие и специальность агронома тоже хорошая». Написал записку: «Уважаемый Александр Александрович, прошу допустить к экзаменам этого мальчика. Он у нас прилежно учился, думаю, из него получится хороший агроном. Он сирота, родители его на Кубани умерли с голоду. Н. Соин». По отечески пожал мне руку, пожелал успеха. Есть же добрые люди на свете, готовые помочь. А Соин мне рассказал истинную причину закрытия школы. Строительство Бзыбь-комбината (так он назывался потому, что он располагался на территории, прилегающей к реке Бзыбь) закрыли потому, что идея строительства промышленных объектов на берегу моря принадлежала Пятакову. А Пятакова только что причислили к Троцкистам (т.е. оппортунистическому, как в то время считалось, течению), а его проект вредительским. Вот так мы, и не только мы, а миллионы людей стали жертвами политической грызни в верхах. В техникуме Пачев встретил меня приветливо. Прочитал записку, сказал: «Я допущу тебя к экзаменам на общих основаниях. Сдашь экзамены, примем. Трудно тебе будет, слишком большой разрыв у тебя, но, учитывая твою старательность (он прочитал ведомость по успеваемости в ФЗУ, где у меня были одни пятерки), я думаю, что ты за оставшийся месяц подготовишься и экзамен сдашь». Воодушевленный этим пожеланием, я обложился учебниками, начал упорно готовиться. Вера в это время с кирпичного завода у озера Инкит (он тоже закрылся) переехала в Гагры в какой-то овощной совхоз, недалеко от моего техникума. Жил я в техникуме в общежитии. К Вере я ходил только на обед, который мы делили один на двоих, а так же 800 гр. хлеба, выдаваемого ей по карточкам. Скудно, конечно, но жить можно. Техникум был не просто техникум, а совхоз-техникум. Располагался он на высоте 140 метров над уровнем моря в двух километрах от дороги, главной магистрали Гагры-Сухуми и на расстоянии в 5-6 км от моря. Это бывшее имение одной богатой помещицы Игуменши. Это имение было построено на сравнительно ровной площади в два-три гектара в дореволюционные времена. Оно было похоже на крепость прямоугольной формы. В длину 100-110 м, а в ширину 50 м. Помещения по южной стороне этой крепости служили классными комнатами для занятий по химии, ботанике, русскому языку, проведения политзанятий, по предмету «организация и учет». За аркой-проездом находились: комната земледелия и растениеводства, военная комната, лаборатории. По восточной стороне кухня столовая, потом общежитие в два этажа. Северная сторона: клуб, магазин, гараж, складские помещения. По западной стороне: в углу контора, рядом библиотека, дальше идет трехэтажный дом, на первом этаже общежитие для рабочих женщин, кабинет по физике, дальше до самого конца располагались квартиры рабочих и служащих. На втором и третьем этаже находились квартиры преподавателей. Посередине территории-двора была аллея огромных красивых платанов. Севернее крепости - конный двор для животных. Этот совхоз-техникум был организован в 1924-м году. За 10 лет всё было отлажено, хорошо организованно. Земельная площадь (пашня) составляла 105 га, в том числе виноградник 15 га, грушевый сад 10 га, мандарины и лимоны 8 га. Остальная площадь занималась в основном овощными культурами: помидоры, капуста, лук, баклажаны, огурцы, свекла и др. Были посевы и кукурузы. Продукция из полей шла на обеспечение студентов, служащих и рабочих продуктами питания. Излишки отправлялись на базу государству. В хозяйстве было: один трактор ОТЗ, одна машина полуторка, пара лошадей, пара быков, 10 коров и 60-70 свиней. По возделыванию культур в основном привлекались студенты. Четыре часа занятия, четыре часа работы в поле и остальное время для подготовки уроков. С западной стороны территории крепости расположен парк площадью в два-три гектара, красивый с разнообразием декоративных культур, среде которых росли: сосны, туя разных сортов и видов, пальмы, самшит, дуб пробковый, дуб обыкновенный, клены и множество других пород. Даже росло одно дерево бананов, но плоды здесь не созревали. Дальше парка были рощи пробкового дуба, самшита, бамбука и других пород субтропических растений. Этот парк и рощи представляли своего рода зону отдыха. Любоваться экзотическими рощами и прелестями субтропической флоры приезжали даже отдыхающие с Гагров, преодолев путь в 10 км. Место было красивое, привлекательное во всех отношениях, оно надолго осталось в моей памяти. Подошла пора экзаменов. Физику принимал Коляда Николай Петрович, высокий, стройный, симпатичный на лицо, всегда аккуратно одевался, элегантный такой с бритой головой, говорил четко, ясно, каждое слово чеканил с особой интонацией. Бывало на уроке и шутку вставит, безобидную реплику. Женат, в семье двое сыновей, симпатичная жена. Строг и особенно требователен. Его урок не выучить нельзя. Ставил 3 и 4, пятерок не было, двойки часто зато. Экзамены принимал хорошо, ставил 4 и 5. Словом хороший, даже замечательный человек, он умел преподнести свой предмет доходчиво, и умел заставить студентов выучить его. Разговаривает слегка улыбаясь. Вступительный экзамен ему я сдал на три.
Внимание! Авторские права защищены ©Кибальник В.Г. 2011.
Воспроизведение данного материала возможно только с указанием гиперссылки kibber.ru , а также имени и фамилии автора. Изменение, переработка, издание , продажа или любой другой вид использования матриала запрещены. |