История Кубани в мемуарах. Жизнеописание конкретных людей. История рода (родословная).Состав студентов по национальному признаку был разнонациональным, всего 16 национальностей. В нашей группе в 36 человек было: русских 12, в том числе две девушки, грузин 8, абхазцев 8, армян 10, в том числе 2 девушки, адыгейцев одна девушка, эстонец один, украинцев 4, в том числе одна девушка. Жили дружно, уважительно относились друг к другу. Никогда не было никаких дискриминаций или раздоров по национальному признаку и никаких старших и младших братьев не было, и этого понятия не было в ходу. Все были равные. Если возникали какие-то споры, разногласия, то они решались сообща коллегиальным путем, если можно так сказать, демократически. Среди студентов всех отделений и курсов за весь период моего обучения не помню ни одного случая драк, ни одиночных, ни групповых. Всякое проявление недовольства, а иногда упрека по нац. вопросу нейтрализовался профкомом и комсомольской организацией, которые были в техникуме на высоком уровне. Это были действительно организации нравственного, политического и этического воспитания. Преподаватели здесь уже отходили на второй план. Их задача учить, а потом воспитание. Но и те, и другие внушали студентам – будущим специалистам – дружное коллективное трудолюбие. В этом большая заслуга преподавателей Соколова Ф.Н., Тапинского, Малиновского, директора Бжания и др. Если взглянуть из окон нашего общежития, то перед взором слева до половины сектора простиралась зелень леса за рекой Келосури, разместившегося по некрутому склону горы. Дальше направо затерявшиеся в зелени какие-то строения, отрывок дальнего села. У самого небольшого обрыва горы высилась какая-то небольшая уже полуразваленная башня. Дальше направо зеленый пейзаж разрезала полос главной транспортной магистрали асфальтированная дорога из Сухума на Очемчири и дальше. За ней так же тянулась ровная насыпь, полотно будущей железной дороги, за которым открывалась бескрайняя голубая гладь Черного моря. И заканчивался сектор обзора двумя крупными мостами через реку, один для шоссейной дороги, а другой с огромными арками железных переплетов для будущей железной дороги. Наше общежитие и вся территория техникума от гор, покрытых зеленью, отделяла горная, вечно шумящая река. С каким-то особым удовольствием после зарядки каждое утро с полотенцами, мылом, мы, все студенты, обгоняя друг друга, бежали к реке умываться. И летом и зимой. Я просто не помню случая, чтобы река покрывалась льдом или снегом. Её вода всегда была для нас доступной. Я выбирал укромное местечко в кустах, выбирал подходящий булыжник и тренировал мышцы то правой, то левой руки, выжимая его вверх по 10-15 раз. И это у меня вошло в привычку. Через неделю подбирал булыжник потяжелее. И так я дошёл до того, что на спортплощадке 32-х килограммовую гирю выжимал по 8-9 раз. Я тогда еще не понимал важность физического развития для укрепления здоровья, но просто хотелось быть сильным и хотелось походить на физрука, у которого мышцы на руках, как рукав шубы. Жил я в комнате № 13 на втором этаже с ребятами моего курса – 13 человек. Шесть коек стояло по-над одной стенкой, 6 по-над другой и одна между ними по-над окном. В середине комнаты стоял большой 3-х метровый стол и две скамьи по бокам, на которых мы в основном кушали утром и вечером, готовили уроки, играли в шахматы и т.д. Если, зайдя в комнату с правой стороны – первым спал Шумский Петька (рус.), вторая кровать Пиданов Павел (рус.). Дальше Кобахия Платон (абхаз), Квиквискири (абхазец), Джакония Варлам (абхазец). По-над окном Кочконян Тертат (армянин). Во втором ряду от двери: Лилакас Альберт (эстонец), Кузьминов Петька (русский), Якович Николай (русский), Кибалка Гриша (т.е. я), Кочконян Арданес (армянин), Авицба Отар (абхаз). Перечисляю потому, что в дальнейшем моем повествовании они будут встречаться не раз. Жили дружной семьей, шутили, пели песни, играли на гитаре (чаще всего Кузьминов). А Кочконян Арданес хорошо играл на мандалине. Часто устраивали концерт джаз трио. Кочконян А. - ведущая мандалина, Кузьминов - на гитаре, а я на балалайке (аккомпанемент). Иногда выступали на общей сцене техникума. Самодеятельность тогда была развита хорошо, пьесы, концерты, танцы бальные и пляски часто можно было видеть на сцене. В клубе был рояль, были мастера на рояле – Шаумян старшекурстник (30 лет) очень хорошо играл вместе с остальным оркестром. Бархудорова Эля очень хорошо играла на рояле. Семик, Лида и другие. Когда я был на втором курсе, были организованны курсы по изучению западноевропейских бальных танцев: вальс, вальс-бостон, танго, фокстрот. Я охотно участвовал, не пропускал ни одно занятие. Курс обучения 30 дней, платили за курс 5 рублей. Каждый день было по три потока, каждый по 2 часа. Я зачастую старался проникнуть на 2-3 потока. Очень мне (да и ребятам) нравились эти танцы. По правилам танца партнер корпус держал ровно, слегка наклонившись к партнерше, которая должна была слегка откинута назад. Держать партнершу надо было близко, слегка прикасаясь к ней. Это ребят смущало, так как грудь его невольно касалась главных эрогенных зон партнерши (молочных желез) и, конечно, вызывало возбуждение «мальчика», который показывал цифру 12. Ребята говорили: Хоть привязывай к ноге» что б не толкать в партнершу. Часто устраивали вечера бальных танцев, конкурсы и т.д. Это было очень интересно, поэтому приятно вспоминать сейчас, спустя 60 лет. Если выйти в коридор общежития, окна которого обращены на запад, то откроется красивый вид на горы, покрытые различными породами хвойными и лиственными. На первом плане, как бы небольшое плато в 8-10 метров высоты, размещен мандариновый сад, о котором уже упоминал. Дальше еще одна терраса, чуть повыше заросшая кустарником и смешанным лесом, а еще выше на круглой высотке площадью 2-3 га ровная площадка. На ней то через 20 лет будут отстроены корпуса грузинского сельхозинститута, а на место мандаринового сада и второй террасы огромные в 5 этажей здания общежитие студентов. Но это я забежал вперед. Остановлюсь.
И так, шёл 1934-й год. Где в то время были оставшиеся в живых члены нашей семьи и ближайшие родственники? Папа из Соловков был переведен в лагеря расположенные в Архангельской области. Это лагеря, в которых использовали заключенных, как рабочую силу на разных работах (в отличие от «СЛОНа», в котором фактически проводилось физическое истребление инакомыслящих). Переводили в Архангельские лагеря людей более покорных, «телят», не смеющих мыслить и рассуждать. После, в 50-х годах, папа, когда я пытался сопротивляться воле начальства, высказывая своё мнение, говорил мне в назидание: «Покирлывэ (покорное, смиренное – укр. – В.К.) тылятко двух маток сосэ». Наверное, эта телячья покирлевость и оставила его в живых на Соловках и послужила поводом к отправке в Архангелские лагеря. Здесь, как он потом рассказывал, было трудно, но жить можно. Кормили плохо, но от голода и истощения не умирали. Условия жуткие, лагерные, но все перетерпелось. Жить надо и жить хочется. Мечталось о том, что, может, через какое-то время их распустят, и он встретится с семьей, детьми. И это «какое-то время» оказалось очень длинным, аж в 16-летней длины. Дуся в это время с Ваней работали в совхозе «Кубанец», который организовался на хуторе Беднягин Тимашёвского района. Жили сносно, получали по карточке 800 грамм хлеба, а «приварок» делали из комбикорма, которым кормили свиней. Лелюк Степан остался на Журовке в колхозе бригадиром. Колхоз еле-еле влачил жалкое существование. Много людей хуторян умерли в голодовку и в основном мужчины. Поэтому колхоз держался на ослабленных обездоленных женщин, и тех было мало. Тетка Дашка Кузмиченко (папина сестра) с ребятами Касьяном, Иваном и Игнатом уехала в Пятигорск. Им как-то удалось улизнуть скрытым путём от бушующей репрессии, и они там устроились на работу и долгое время там жили вольными. Но своё происхождение они утаивали и так спаслись. Ребята поженились, но это потом. В декабре 1934 года был убит С. М. Киров. Эта трагедия всесоюзного масштаба облетела всю страну. Похоронили Кирова с почетом. А в поисках «виновника» и причастных к убийству арестовывались сотни и тысячи невинных людей, которые по ложным обвинениям просидели по 20 лет строгого режима.
На этом запись в тетради обрываются. Хотелось бы знать Ваш отзыв, читатель. Вы можете их оставить в моей гостевой. Мой папа оставил еще аудио-воспоминания, которые он делал за несколько лет до кончины, уже будуди слепым. В них отражены другие события, в частности - его участие в Великой Отечественной войне. Возможно, если наберусь с духом, расшифрую и опубликую их здесь. Как считаете, стоит?
Валерий Кибальник Опубликовано на kibber.ru в июле 2011 г.
Внимание! Авторские права защищены ©Кибальник В.Г. 2011.
Воспроизведение данного материала возможно только с указанием гиперссылки kibber.ru , а также имени и фамилии автора. Изменение, переработка, издание , продажа или любой другой вид использования матриала запрещены. |